УТВЕРЖДАЮ:
ДиректорМОУ Гаханская сош
__________ Бардаханова Л.С.
Приложение к приказу№____ от «____»_______2015г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гаханская средняя общеобразовательная школа
Программа по ПРОФИЛАКТИКе НАРКОМАНИИ
«Школа – территория здоровья»
АВТОР: Бураева Лилия Борисовна
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
МОУ Гаханская СОШ
Цели, задачи и организация работы
по профилактике наркомании в школе
Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.
Ч. Айтматов
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.
Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.
Детская наркомании – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
1) подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
2) поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
3) осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
4) в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;
2) выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
3) обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
4) разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;
5) определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
Принципы работы:
Комплексность или согласованное взаимодействие
·органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
·специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
·органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).
Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
·возраста детей;
·степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
М н о г о а с п е к т н о с т ь: сочетание различных направлений профилактической работы:
·социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
·психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
·образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
·согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
·анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования
С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
·общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
·работа с детьми «группы риска»;
·работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
·работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2) Работа с педагогическим составом:
·подготовка учителей к ведению профилактической работы;
·организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
·информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
·работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
·психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
·поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).
4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Этапы работы
Первый этап:диагностирующий.
Время проведения:сентябрь (начало месяца).
Цель:изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
1) определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
2) выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
3) сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Примечание.Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения подростков к наркомании, представлена в приложении.
Значение этапа:анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
·подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
·подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
·подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап:организационно-практический.
Время проведения:2015-2017 учебные года
Цель:реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) мини-спектакль;
6) психотерапевтические занятия;
7) тренинг;
8) ролевая и деловая игра;
9) мозговой штурм;
10) круглый стол;
11) дискуссия;
12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
13) социологический опрос;
14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Возможная тематика мероприятий:
1. Спортивное ток-шоу «Наркомания - эпидемия века».
2. Соревнования по массовым видам спорта:
·«Спорт против наркотиков»
·«Будущее за нами»
·«Я выбираю жизнь без наркотиков!»
3. Классные часы:
·«Школа без наркотиков»
·«Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»
·«Умей сказать нет наркотикам»
·«Пивной алкоголизм»
·«Волшебная страна здоровья»
·«Мир без табачного дыма»
·«Мир без наркотиков»
·«Мир в наших руках»
4. Беседы со школьниками:
·«СПИД – чума ХХ века»
·«Курение и здоровье»
·«Алкоголь и здоровье»
·«В чем вред курения?»
·«Опасность «пассивного курения»
·«Эффективные методы отказа от курения»
·«Программа малых шагов»
·«Препараты, применяемые против курения»
·«Здоровый образ жизни – школа выживания»
·«Профилактика вредных привычек»
·«Войдем в мир здоровья»
·«Наркоманам скажем: «НЕТ!»
·«От чего мы зависим»
5. Общешкольные мероприятия:
·«День без вредных привычек»
·«Молодежь против наркотиков»
·«Благодеяние».
6. Научно-исследовательские работы:
·«Психология общения»,
·«Конфликт. Пути выхода из конфликта»
·«Стресс и способы борьбы с ним»
7. Подготовка буклетов:
·«Исправь свое настроение сам»
·«Как стать сильным и привлекательным»
·«Как стать красивой и привлекательной»
·«На «игле».
8. Тематическая дискотека: «Я взрослый!».
Значение этапа:
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап:заключительный. обобщающий
Время проведения:май (конец месяца).
Цель:определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
Значение системы работы школы по профилактике наркомании:
1) воспитание подрастающего поколения в духе непринятия наркотических веществ;
2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.
План реализации программы
|
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
||
Организационный этап |
|||||
|
Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. |
Сентябрь
|
Кл. руководители. Зам. директора по ВР |
||
|
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. |
Сентябрь
|
Кл. руководители. Соц. педагог |
||
|
Совместно с психологом провести анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска,к ПАВ. |
В течение года |
Психолог, соц педагог Кл. руководители |
||
|
Оформление уголка в школе «Здоровье» |
Октябрь |
Соц педагог |
||
|
В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул. |
В течение года |
Соц педагог инспектор |
||
Практический этап 2015-2016 |
|||||
|
Направления |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
|
|
Профилактическая работа с учащимися |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). |
В течение всего года |
Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков |
|
|
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. |
Октябрь-ноябрь |
Соц. педагог , классные руководители, школьный инспектор, родительская общественность |
||
|
Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”. |
Октябрь |
Кл. руководители Учитель физкультуры |
||
|
Конкурс рисунков, стен плакатов, посвященный Дню борьбы со СПИДом. |
Декабрь |
Кл. руководители, зам дир по ВР |
||
|
Волонтёрское движение «Вектор» |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Проведение тренинга и лекции «Эпидемиологическая ситуация в Иркутской области» в старших классах |
декабрь |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Участие в районной акции по проблемам наркомании, изготовление буклетов |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Встречи с медицинским работником Бурюнаевой В.Б. на тему: «ВИЧ - инфекция» |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Проведение классных часов по профилактике наркомании |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР, кл рук |
||
|
Работа педагогическим составом |
Инструктаж классных руководителей и учителей: «Симптомы распознавания и использования наркотиков» |
В течение года |
Соц педагог, педагог психолог |
|
|
Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. |
В течение года |
Соц педагог, педагог психолог |
||
|
Семинары-практикумы «Профилактика наркомани» с классными руководителями |
В течение года |
Соц педагог |
||
|
|||||
|
Работа с родителями |
Педагогический лекторий для родителей «Здоровый образ жизни ребенка в семье» |
март |
Соц педагог |
|
|
Общешкольное собрание на тему «Воспитание детей и профилактика вредных привычек» |
апрель |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании |
В течение года |
Соц педагог |
||
|
Работа с конфликтными семьями и семьями «группы риска» |
В течение года |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики |
Участие в различных акциях, семинарах, совещаниях |
В течение года |
Соц педагог, зам дир по ВР |
|
2016-2017 учебный год |
|||||
|
Профилактическая работа с учащимися |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). |
В течение всего года |
Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков |
|
|
Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”. |
Октябрь |
Кл. руководители Учитель физкультуры |
||
|
Конкурс рисунков, стен плакатов, посвященный Дню борьбы со СПИДом. |
Декабрь |
Кл. руководители, зам дир по ВР |
||
|
Волонтёрское движение «Вектор» |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Проведение тренинга и лекции «Наркомания – эпидемия века» в старших классах |
декабрь |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Школьная спартакиада «Спорт против наркотиков» |
Октябрь |
Кл. руководители Учитель физкультуры |
||
|
Встречи с медицинским работником по профилактике курения и алкоголизма |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Проведение классных часов по профилактике наркомании |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР, кл рук |
||
|
Беседы со школьниками «Профилактика вредных привычек» 1-4кл, «От чего мы зависим» 5-7кл, «Здоровый образ жизни – школа выживания» 8-11кл |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР, кл рук |
||
|
Организация и проведение научно-исследовательской работы «Психология общения» |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР, кл рук, пед-псих |
||
|
Работа педагогическим составом |
Проведение тренингов и игр |
В течение всего года |
Соц педагог, зам дир по ВР, пед-псих |
|
|
Педсовет-практикум «Педагогические ситуации. Как избежать беды». |
январь |
Зам. Директора по УВР |
||
|
Инструктаж классных руководителей и учителей: «Симптомы распознавания и использования наркотиков» |
|
|
||
|
Работа с родителями Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики |
Работа с конфликтными семьями и семьями «группы риска» |
В течение года |
Соц педагог, зам дир по ВР |
|
|
Педагогический лекторий для родителей учащихся «Наркомания, что ей нужно знать?» |
апрель |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
|
Информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании |
В течение года |
Соц педагог |
||
|
Участие в различных акциях, семинарах, совещаниях |
В течение года |
Соц педагог, зам дир по ВР |
||
Заключительный этап 2017 год |
|||||
|
|
Анализ реализации программы |
|
Соц педагог, зам дир по ВР, пед-психолог |
|
|
|
Опрос, беседа |
|
Соц педагог, зам дир по ВР |
|
|
|
Анонимное анкетирование с целью изучения отношения учащихся к наркотическим веществам |
|
Соц педагог, зам дир по ВР, пед-психолог |
|