Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Уроки по Joomla можно найти здесь: http://joomla25.ru/
Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

УТВЕРЖДАЮ:

ДиректорМОУ Гаханская сош

__________ Бардаханова Л.С.

 

Приложение к приказу№____ от «____»_______2015г.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гаханская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

Программа по ПРОФИЛАКТИКе НАРКОМАНИИ

«Школа – территория здоровья»

 

 

    

 

 

 

       АВТОР: Бураева Лилия Борисовна

                                                                 СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

                                      МОУ Гаханская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели, задачи и организация работы

по профилактике наркомании в школе

Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.

Ч. Айтматов

Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.

Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.

Детская наркомании – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

1)    подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;

2)    поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

3)    осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

4)    в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;

2) выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

3) обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

4) разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

5) определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Принципы работы:

Комплексность или согласованное взаимодействие

·органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

·специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

·органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).

Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

·возраста детей;

·степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

М н о г о а с п е к т н о с т ь: сочетание различных направлений профилактической работы:

·социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

·психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

·образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

·согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

·анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

1) Работа с детьми:

·общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

·работа с детьми «группы риска»;

·работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;

·работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим составом:

·подготовка учителей к ведению профилактической работы;

·организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

·информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

·работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

·психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

·поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Этапы работы

Первый этап:диагностирующий.

Время проведения:сентябрь (начало месяца).

Цель:изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

1)   определить степень информированности детей и подростков по проблеме;

2)    выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;

3)    сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Примечание.Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения подростков к наркомании, представлена в приложении.

Значение этапа:анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

·подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;

·подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;

·подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап:организационно-практический.

Время проведения:2015-2017 учебные года

Цель:реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;

3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

1) информационный;

2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

1) лекция;

2) беседа;

3) семинар;

4) конференция;

5) мини-спектакль;

6) психотерапевтические занятия;

7) тренинг;

8) ролевая и деловая игра;

9) мозговой штурм;

10) круглый стол;

11) дискуссия;

12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

13) социологический опрос;

14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Возможная тематика мероприятий:

1. Спортивное ток-шоу «Наркомания - эпидемия века».

2. Соревнования по массовым видам спорта:

·«Спорт против наркотиков»

·«Будущее за нами»

·«Я выбираю жизнь без наркотиков!»

3. Классные часы:

·«Школа без наркотиков»

·«Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»

·«Умей сказать нет наркотикам»

·«Пивной алкоголизм»

·«Волшебная страна здоровья»

·«Мир без табачного дыма»

·«Мир без наркотиков»

·«Мир в наших руках»

4. Беседы со школьниками:

·«СПИД – чума ХХ века»

·«Курение и здоровье»

·«Алкоголь и здоровье»

·«В чем вред курения?»

·«Опасность «пассивного курения»

·«Эффективные методы отказа от курения»

·«Программа малых шагов»

·«Препараты, применяемые против курения»

·«Здоровый образ жизни – школа выживания»

·«Профилактика вредных привычек»

·«Войдем в мир здоровья»

·«Наркоманам скажем: «НЕТ!»

·«От чего мы зависим»

5. Общешкольные мероприятия:

·«День без вредных привычек»

·«Молодежь против наркотиков»

·«Благодеяние».

6. Научно-исследовательские работы:

·«Психология общения»,

·«Конфликт. Пути выхода из конфликта»

·«Стресс и способы борьбы с ним»

7. Подготовка буклетов:

·«Исправь свое настроение сам»

·«Как стать сильным и привлекательным»

·«Как стать красивой и привлекательной»

·«На «игле».

8. Тематическая дискотека: «Я взрослый!».

Значение этапа:

1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап:заключительный.  обобщающий

Время проведения:май (конец месяца).

Цель:определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;

3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

Методы:

1) анализ отчетной документации;

2) опрос, беседа;

3) анонимное анкетирование.

Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;

2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;

3) определить динамику целевых групп.

Значение этапа:

1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;

2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

                Значение системы работы школы по профилактике наркомании:

1) воспитание подрастающего поколения в духе непринятия наркотических веществ;

2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;

3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;

5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.

План реализации программы

 

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственные

Организационный этап

 

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь

 

Кл. руководители.

Зам. директора  по ВР

 

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь

 

Кл. руководители. Соц. педагог

 

Совместно с психологом провести анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска,к ПАВ.

В течение года

Психолог, соц педагог

Кл. руководители

 

Оформление уголка в школе «Здоровье»

Октябрь

Соц педагог

 

В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул.

В течение года

Соц педагог инспектор

Практический этап 2015-2016

 

Направления

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственные

 

Профилактическая работа с учащимися

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков

 

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Октябрь-ноябрь 

Соц. педагог , классные руководители, школьный инспектор, родительская общественность

 

Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”.

Октябрь 

Кл. руководители Учитель физкультуры

 

Конкурс рисунков, стен плакатов, посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь   

Кл. руководители, зам дир по ВР

 

Волонтёрское движение «Вектор»

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Проведение тренинга и лекции «Эпидемиологическая ситуация в Иркутской области» в старших классах

декабрь

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Участие в районной акции по проблемам наркомании, изготовление буклетов

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Встречи с медицинским работником Бурюнаевой В.Б. на тему: «ВИЧ - инфекция»

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Проведение классных часов по профилактике наркомании

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР, кл рук

 

Работа педагогическим составом

Инструктаж классных руководителей и учителей: «Симптомы распознавания и использования наркотиков»

В течение года

Соц педагог, педагог психолог

 

Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.

В течение года

Соц педагог, педагог психолог

 

Семинары-практикумы «Профилактика наркомани» с классными руководителями

В течение года

Соц педагог

 

 

Работа с родителями

Педагогический лекторий для родителей «Здоровый образ жизни ребенка в семье»

март

Соц педагог

 

Общешкольное собрание на тему «Воспитание детей и профилактика вредных привычек»

апрель

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании

В течение года

Соц педагог

 

Работа с конфликтными семьями и семьями «группы риска»

В течение года

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики

Участие в различных акциях, семинарах, совещаниях

В течение года

Соц педагог, зам дир по ВР

2016-2017 учебный год

 

Профилактическая работа с учащимися

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков

 

Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”.

Октябрь 

Кл. руководители Учитель физкультуры

 

Конкурс рисунков, стен плакатов, посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь   

Кл. руководители, зам дир по ВР

 

Волонтёрское движение «Вектор»

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Проведение тренинга и лекции «Наркомания – эпидемия века» в старших классах

декабрь

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Школьная спартакиада «Спорт против наркотиков»

Октябрь 

Кл. руководители Учитель физкультуры

 

Встречи с медицинским работником по профилактике курения и алкоголизма

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Проведение классных часов по профилактике наркомании

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР, кл рук

 

Беседы со школьниками «Профилактика вредных привычек» 1-4кл, «От чего мы зависим» 5-7кл, «Здоровый образ жизни – школа выживания» 8-11кл

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР, кл рук

 

Организация и проведение научно-исследовательской работы «Психология общения»

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР, кл рук, пед-псих

 

Работа педагогическим составом

Проведение тренингов и игр

В течение всего года

Соц педагог, зам дир по ВР, пед-псих

 

Педсовет-практикум «Педагогические ситуации. Как избежать беды».

январь

Зам. Директора по УВР

 

Инструктаж классных руководителей и учителей: «Симптомы распознавания и использования наркотиков»

 

 

 

Работа с родителями

Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики

Работа с конфликтными семьями и семьями «группы риска»

В течение года

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Педагогический лекторий для родителей учащихся «Наркомания, что ей нужно знать?»

апрель

Соц педагог, зам дир по ВР

 

Информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании

В течение года

Соц педагог

 

Участие в различных акциях, семинарах, совещаниях

В течение года

Соц педагог, зам дир по ВР

Заключительный этап 2017 год

 

 

Анализ реализации программы

 

Соц педагог, зам дир по ВР, пед-психолог

 

 

Опрос, беседа

 

Соц педагог, зам дир по ВР

 

 

Анонимное анкетирование с целью изучения отношения учащихся к наркотическим веществам

 

Соц педагог, зам дир по ВР, пед-психолог

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезные ссылки

          

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Задать вопрос

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено